В последнее время много говорят и пишут о происходящем в офисах столицы: жара, дышать нечем, при этом еще и с требованиями к одежде приходится считаться. Из-за этого большинство компаний (80%!) отменило часть требований на время аномалии, хотя оставшаяся часть категорически упирается, декларируя корпоративный стиль «всегда и везде». Что же заставляет руководство так напрягать отношения с персоналом, выступая в роли климатически неадекватных ретроградов? Какие могут быть резоны, кроме, казалось бы, очевидной блажи руководства?
Во-первых, официальные. Если не брать в расчет спецодежду, требующуюся в конкретных производственных ситуациях, то когда говорят о dress-code, подразумевают поддержание корпоративного имиджа в глазах клиентов. Правда важно упомянуть, что на это работает не только то, что клиент видит именно такие, все из себя корпоративные формы и цвета. Дело еще и в том, что поведение сотрудников в фирменной одежде реально меняется – уже давно опубликованы исследования, подтверждающие, что у мужчины в костюме меняется осанка, а при галстуке еще и тембр голоса.
А во-вторых, и, наверное, в-главных, есть резоны управленческие, о которых не очень принято говорить персоналу, но именно это сильнее всего заставляет руководство требовать соблюдения dress-code. Дело в том, что корпоративный стиль в немалой степени обезличивает сотрудника, причем в глазах его коллег, клиентов да и в собственных тоже (вспомните армию, школу, больницу). Это повышает управляемость на глубинных уровнях сознания, давая возможность снижать роль личности в истории компании и формировать корпоративных дух. Цинично? В какой-то степени. Результативно? Весьма, и это проверено веками. А ради результата руководство готово на многое!
Вот пример: еще в начале 2000-х в одной из розничных сетей Красноярска был принят стандарт одежды консультантов, и он звучал так: «белый верх, черный низ». И если с низом все складывалось благополучно, то в отношении верха персонал проявил чудеса цветовосприятия: «чуть кремовые тона», «легкая нота бирюзы», «мягкий оттенок зари» — вот лишь некоторые определения, которые использовали сотрудники, чтобы оправдать ненормативные цвета любимой одежды, вновь надетой на работу. В этом случае менеджеру по персоналу ничего не оставалось делать, как ввести эталон. В его качестве выступал холодильник в кабинете директора. Так и повелось: «Считаешь, что твоя сорочка белая? Спорить не будем, поехали к директору, на сличение с холодильником». И уже на месте: «Отличие видишь? И я вижу. Вперед, за штрафом!» Объективно? А то!
Отсюда возникает еще и вопрос о том, как формулировать требования. Они, как правило, бывают трех видов. Самый конкретный и, видимо, самый жесткий – это корпоративная форма. Тут все просто: компания отшила и выдала сотруднику все, начиная от обуви и заканчивая шапкой, и наложила требования в отношении лица, волос и рук. Накладно, конечно, зато никакого простора для домысливания и удивительная простота контроля.
Вариант помягче – обязательно-рекомендательный, когда есть элементы обязательные и элементы рекомендуемые. Например, кассиры в супермаркетах: жилетки и наколки для волос форменные, а сорочки и наколки на плече индивидуальные. Или типичное требование к клеркам front-line – мальчикам быть в костюме синих/серых/коричневых тонов. Остальное – в гармонию, но на собственное усмотрение.
И самый простой вариант – ограничительный. В этом случае все в офисе просто знают: в шортах, красных костюмах и шлепках мы не ходим. А все остальное, что не запрещено, то разрешено!
И самое главное в каждом из вариантов – это четкость требований и адекватность санкций. К примеру, один из моих клиентов рассказывает: «Когда к нам на производство приезжает генеральный директор, мы от него всех женщин прячем. Я, конечно, понимаю, отчего ты так улыбаешься, но твои фривольные фантазии совершенно ни при чем. Все гораздо прозаичнее: если юбка сотрудницы ему покажется выше колен, то он выдает однозначное: «Уволить проститутку!» вне зависимости от профессиональной ценности дамы. Бодрит, да!?» Да уж, бодрит…
Вот и получается, что иногда действительно стоит нарядиться в корпоративные формы и цвета и забыться на благо корпоративного (да и, будем откровенны, личного) результата.
Главное, сняв это все в конце рабочего дня, вернуться к личной реальности. А это уже совсем другая история.