Приходит время новогодних торжеств, а с ним и время корпоративных мероприятий. И вновь руководство готовит бюджеты, HR-ы вычитывают сценарии, а сотрудники разминают печень для получения полных эффектов от этого традиционного ажиотажа. И все вновь надеются: это будет праздник с большой буквы «П»! И при этом знают: для кого-то это опять обернется жестью с большой буквы «Ж»…
Ведь, как всегда, ожидания позитивны: наши сотрудники поближе познакомятся друг с другом… достроят отношения для более качественной работы… пообщаются в неформальной обстановке с руководством и, в итоге, оценят его заботу о праздничном настроении масс.
И при этом редко дооцениваются риски. Потому что, да, наши сотрудники познакомятся поближе, при этом некоторые так близко, что обменяются жидкостями («ой, как неловко получилось!»). И отношения достроят, выдав рабочие вопросы прямо по голове собеседника («наконец-таки!!!»). А в плане пообщаться с руководством…
Ну скажите, дорогие топ-менеджеры, кто из вас получает искреннее удовольствие от нетрезвых излияний ваших подчиненных? Так что в итоге оба чувствуют себя не комильфо: и шеф, что снасильничал натуру, выслушивая все ЭТО, и сотрудник, который чувствует, как крепко он вляпался на корпоративе.
И это еще вариант, когда руководство не пьет или пьет в меру. А если от души и до полной дискредитации?! Нет, конечно, все восхитятся широтой этой самой души, но подмоченный авторитет придется долго очищать, делом доказывая, что болваном бываешь только когда пьяный…
В общем получается, что новогодний корпоратив может дать очень спорный возврат на инвестиции. При этом без декабрьского события тоже никак! Сотрудники его ждут, и отсутствие такового воспримут только как жмотство и не иначе. И, честно говоря, будут правы. Так как проведение подобных мероприятий все-таки необходимо – это и соблюдение деловых норм, и соответствие ожиданиям коллектива и все-таки реальная возможность получить важный бизнес-результат. Просто для этого важно учесть три основных параметра: цель, формат, состав.
Касательно цели: это точно не «дань традиции». Или, не дай бог, не «праздничное сплочение коллектива». Безотносительно конкретной бизнес-цели оно неинструментально и превращается в пассив, требующий регулярных вложений без внятного возврата (ведь сотрудники так хотят вновь его пережить, отдавая эффекты лишь в виде эмоциональных воспоминаний). Полноценная цель корпоративного мероприятия – это укрепление лояльности. По отношению к компании (читай: «руководства») и к ее амбициозным целям. Точка. Остальное – промежуточные эффекты, которые сотрудникам нравятся, но с точки зрения управления малоинтересны сами по себе.
В отношении формата: застолье – это вообще не вариант. Или если вовсе нет фантазии – вариант, хотя и не самый лучший. Ведь в рамке «тост/напиток/еда» активность сотрудников зависит только от внешних раздражителей, поскольку по большей части работают низшие инстинкты, что, собственно, и проявляется в дальнейшем разгуле. Задачей же руководства является не противопоставление животного в сотруднике и высоких корпоративных устремлений, а использование его возможностей для достижения желаемого настроя – лояльности. Поэтому, если уж застолье, то с заказной прокорпоративной самодеятельностью (прямо вижу горькие улыбки тех читателей, кто пытался это организовать дважды…). Либо сразу по-взрослому: идеологически упакованные стрельбы-гонки-лыжи-перетягивание финдиректора, и уже потом к столу. И здесь еда – уже совсем не культ, но апогей проживания посланий компании через подкорку.
А по поводу состава: если все идет по взрослому сценарию – с физикой/культурой/эстетикой – то присутствуют все по штатному расписанию без исключений и учета погон. А если за столом и по свойски – тогда по уровням исполнения. Согласитесь, что не царское это дело – смотреть на пьяных подчиненных своих подчиненных. Поэтому, если руководство и куралесит – то в составе себе подобных. То есть, здравствуй классовое противопоставление! А как иначе? Ведь нужно и живым человеком себя показать (тем, кому нужно) и гуру остаться (для тех, кто не достоин). Сильнее будут хотеть приобщиться…
Итого: судя по вышесказанному, для достижения целей компании, всякий раз необходимы серьезные ресурсы – идеологически продумать и подготовить информацию для внедрения в подкорку на нужном эмоциональном фоне, подобрать сценарий, вложиться в процедурную и инфраструктурную организацию… Так что получается, что кроме празднования нового года, дня рождения компании и профессионального праздника и нет особого смысла неформально корпоративить. Впрочем, это позволяет удерживать качество, не размениваясь на количество, ибо только в этом случае ПРАЗДНИК будет восприниматься как событие, начинающееся с правильной буквы…