Руководить — руками водить

05.11.2011 г. (Блог)

«Не бизнес работает на меня, а я работаю на свой бизнес!» Знакомая история, не правда ли? Причем для кого-то это лишь этап развития как руководителя, а кто-то живет с этим годами, десятилетиями, а по ощущениям – так и столетиями. Правда, они, эти тяжкие столетия, пролетают так молниеносно! Казалось бы, только период закрыл, а тут снова нужно отчеты готовить…

А все почему? А потому что ОНИ – балбесы! Это я о подчиненных. А какая еще может быть реакция? Ведь доверить им ничего не доверишь – приходится постоянно контролировать. Если забудешь проконтролировать, понадеявшись на исполнительность, – приходится за ними переделывать. Только переделаешь, они повторяют ошибку – и приходится их, бестолковых таких, увольнять и нанимать других. Которые, скорее всего, тоже бестолковые.

Хотя, на самом-то деле, это – управленческая незрелость. Ибо не бывает плохого исполнения при хорошем руководстве! Потому, если они – балбесы и работать нормально не могут, то все претензии к зеркалу. То есть подходим к зеркалу и высказываем все накопившиеся претензии тому, кто прямо перед глазами…

Для одного моего клиента долгое время поводом для гордости служило то, что к нему мог обратиться любой сотрудник (а их в компании семьдесят человек) для обсуждения важного ему вопроса. И это происходило в любое время: на ходу в коридоре, по ходу переговоров в кабинете, при отходе домой… Очевидно, что при таком раскладе у руководителя мозг кипит от безумного количества проблем самого разного уровня. В результате создается и пропадает втуне масса решений, которые, не будучи обдуманными и проконтролированными, заставляют все больше отдаваться процессу. Отсюда возникает ощущение, под названием «мой бизнес меня имеет», которое нарастает год от года, окрашивая работу чувством безответности и несправедливости.

Причиной этому служат три мыслевируса, которые не позволяют полноценно делегировать (передавать права и ответственность).

Первый звучит так: «Я это сделаю лучше!». Ну, конечно, Вы это сделаете лучше. И эта идея настолько же правдива насколько и вредна. Ведь кому оно надо, это ваше суперкачество!? И как часто возникает эта необходимость? Или чаще вполне достаточно и нормативного уровня? Вероятно, достаточно. А чего действительно не хватает при этой нездоровой тяге к перфекционизму – так это ни сил, ни времени…

Мыслевирус номер два: «Проще сделать самому, чем научить!». Тоже недалеко от истины, ведь, действительно, это проще и дешевле. В моменте. А в периоде? Помните того орла, который гонял страуса: «Лучше день потерять, потом за час долететь!» Ведь прав был пернатый бродяга – проще! Особенно, если тренируемый процесс является тиражируемым. В этом случае все затраты на обучение быстро окупятся, после чего будут давать только чистую управленческую прибыль!

И третий: «Хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай сам!». Так прорастает плод ошибок трудных, свершенных на ниве делегирования. То есть: «Было дело, доверие оказал. А они не оправдали! И продолжают не оправдывать…». А как же может быть иначе?! Ведь что чувствует подчиненный? Он знает, что при получении важной задачи стоит ждать того, что к ее исполнению подключится руководитель. А бывает, что тот подключается и без особой важности… Ну и какой тогда смысл вкалывать (что-тот делать, ошибаться, переделывать) если все равно шеф сам все делать будет?! Вот такой порочный круг и формирует недоверие, близкое, простите,  к паранойе.

Так что с этими вирусами разбираться необходимо, пока они не разобрались с компанией, и лечение этой патологии стоит проводить в несколько этапов:

  • Первый: в работе руководителя выделяется исполнительский функционал.
  • После этого в нем определяются отчуждаемые и легко контролируемые нормативы.
  • Затем готовится программа по передаче сотрудникам соответствующих им функций и  ответственности.
  • А потом самое главное: производится ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОТТОРЖЕНИЕ руководителя от этих исполнительских действий и операций.
  • И за исполнение спрашиваем ТОЛЬКО с ответственных. И они, как это ни парадоксально, еще признательны за это останутся. Но это уже только потом.

Впрочем, все вышеописанное лишь верхушка айсберга, которая прикрывает настоящую проблему. Чаще всего дело оказывается в том, что руководитель держится за функционал подчиненных только чтобы удержать собственную ценность в коллективе. Типа, «если я им все делегирую, то они (те, что снизу и те, что сверху) не будут во мне нуждаться…». К тому же нагруженность работой подчиненных позволяет ему избегать УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ деятельности, в которой он, как правило, гораздо менее компетентен, чем в привычной работе исполнителя…

И здесь может помочь только оперативное лечение – резать к чертовой бабушке! Либо самого псевдоруководителя,  либо его функционал. Иначе он так и будет вечным главным исполнителем, несущим ответственность только за процесс, но никак не руководителем, отвечающим за результат. Ибо только в последнем случае он сможет заниматься тем, чем и должен – руко-водить. То есть руками водить и только. А работать головой, думая, принимая решения и контролируя факт их реализации.

Кстати, подробнее и уже в системном виде я буду рассказывать об этом на апрельском on-line тренинге, про который скоро можно будет узнать тут:  http://www.chetrain.com/project/2043/

комментариев 1 629

online paper writer essay writer for you writing essays advanced writers essay writing paper write a research paper coursework help writing help online college paper essay writers online coursework help paper writing buy research paper online buy essay cheap online research paper writer college essays that worked assignment help professional writing professional writing
11
essay writing service write my class essay good college essays thesis help essay writing help do my assignment essay writing service australia writing essays writing paper professional writing writing paper essays for sale thesis help do my essay writing services pay for essay english essay writer paper writer
ecommerce shop software software developer website software developers india software development & consulting software development about us software development agency software development and consultancy software development and consulting software development as a service software development center
term paper writersessay writerbest essays onlineessay helpwrite my essays onlineessay writing websitesessay onlinebuy research papers cheapdissertation writing help