Кошки дрессируются на редкость непросто. При этом все мы знаем о чудесах дрессуры, которые демонстрируют подопечные господина Куклачева. Возникает закономерный вопрос: как же ему удается вытворять со своими животными ТАКОЕ?
Дело в том, что в основе «эффекта Куклачева» лежит точный подбор исполнителей: он просматривает массу хвостатых кандидатов и работает только с теми, которые ЛЮБЯТ дрессироваться. То есть их (Куклачева и кошек) личные интересы и пристрастия соответствуют ценностям циркового процесса.
Именно потому их результаты уникальны – нет необходимости заставлять, не нужно изощренно мотивировать, да и уровень контроля можно заметно снизить.
Так же и в менеджменте: главное в работе с человеческим капиталом Компании – не мотивировать сотрудников, а НЕ ДЕМОТИВИРОВАТЬ их! То есть нужно подбирать НУЖНЫХ сотрудников и радовать их, создавая условия для реализации их устремлений, которые так точно соответствуют целям Компании.
Тогда к вопросу о целях: для Компании он звучит так же, как и для каждого человека — «Зачем мне это всё нужно?» И, в принципе, можно выделить два варианта ответа:
- Жизнь для себя. Эти Компании уподобляются тем, кто с фанатизмом наращивают жирок и потом страдают заслуженными заболеваниями. При этом они выглядят внушительно, но имеют массу скрытых недугов, приводящих к преждевременной смерти. Либо они, наоборот, активно движутся, худеют, набирает вес, и все ради суеты существования… Это все поверхностные проявления ценностей наживы и «победы ради победы», когда, в общем, перспективы разложения очевидны
- Жизнь для других. Это вариант осмысленного существования, в котором, конечно, приходится учитывать необходимость поддержания массы тела, нужно защищаться и нападать и проч. НО в основе существования – идеология, ориентированная вовне. Это позволяет и корпоративную и персональную жизнь сделать осмысленной, целостной и гармоничной
К примеру, компания «Уолт Дисней». Основная идея, ориентированная вовне и пронизывающая все аспекты ее жизни, сформулирована в миссии – «дарить радость миллионам через восприятие красоты и добра этого мира». Поэтому, не смотря на рыночные резоны, от неё трудно ждать, например, выпуска фильмов ужасов… и это понятно всем, потому что есть ясно выраженная и внедренная в жизнь идеология, ориентированная на нужных сотрудников. Более того, она эффективно реализуется на рынке, привлекая целевых клиентов и оправдывая ожидания акционеров.
В общем, смысл идеологического управления состоит в том, чтобы внятно сформулировать идею Компании и «заземлить» ее при помощи конкретных бизнес-механизмов:
- Идеология. Формулируется в виде миссии, ценностей и видения Компании и описывает образ, воплощающий в себе торжество корпоративной идеи
- Система управления. «Заземляет» идею до уровня конкретных бизнес-результатов, определяя ЧТО мы делаем, и дает механизмы реализации и подкрепления идеологически правильного поведения. Мол, идеологически верным путем идете, товарищи, поэтому вот вам морковка…
- Корпоративная культура. Дает поведенческую трактовку ценностей и миссии через описание того, КАК мы поступаем в разных ситуациях
Итак, решение вопроса «КАК встроить, развить и удержать сотрудников», вкладывая в это умеренные ресурсы, становится все более актуальным, и традиционные инструменты для этого уже перестают работать: потребительские аппетиты профессионалов растут, а дефицит на рынке труда всегда предложит им альтернативу…
Поэтому на первый план выходит сила идеи, когда задача состоит в том, как организовать потребление ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ресурсов, подкрепить их четкими механизмами УПРАВЛЕНИЯ и конкретикой ежедневного ДОСТИЖЕНИЯ.
Вот тогда мы сможем рассчитывать на то, что Компания будет развиваться системно, перспективно и согласованно. Да и вообще будет.