Так случилось, что за последний месяц эти без сомнения гениальные слова г-на Альтшуллера приходилось говорить неоднократно.
Да и как иначе? Вот к примеру рынок пластиковых окон: насыщен, маржинальность низкая, новые технологии ненадежны, требуют высокозатратной модернизации производства, которая совсем не обязательно даст очевидное конкурентное преимущество… Как быть?
Вот собственники и зовут: «Когда-то (несколько лет назад) тренинг для продающих сотрудников проводили, было очень эффективно. Давайте еще разок проведем!» А смысл? На количество приходящих клиентов это не повлияет никак, на конверсию (в данной ситуации отсутствия конкурентных преимуществ) тоже едва ли… Сплошные репутационные риски.
Тогда говорят: «А, может, рекламу забубеним? Масштабную такую, узнаваемость повысим!» Логично, конечно, вот только что мы рекламировать будем, что поднимем на флаг, на какие наши замечательные отличия пойдут клиенты? Просто на имя? Но для клиента этого уже недостаточно, ему нужны причины посущественнее: цена (которую мы ему дать не можем), сервис (который у нас такой же, как у конкурентов и принципиально лучше быть не может), интересные решения (в отношении которых мы не готовы рисковать)…
После новая идея: «А может прорывную стратегию?» Тут же в голову приходить аналогия по разработке стратегии для пейджинговой компании лет 12 назад: рынок сдувается, а мы хотим втиснуть в него свои амбиции. У нас, конечно, не так все жестко, но все равно не получится же!
Какой выход?
Первый, требующий последовательности и высокого профессионализма – «вылизывать» менеджмент. То есть неустанно бороться с потерями, настраивать процессы, идти путем малых постоянных улучшений и делать ставки на выносливость. Тоже стратегия получается, просто это колоссальный труд, где о резких прорывах говорить не приходится, но зато «медленно спустимся с горы…»
И второй, требующий решительности и предпринимательского чутья – валить! То есть уходить в смежные рынки или вообще перекладываться в принципиально отличные отрасли. Тут уже не менеджерские телодвижения (по оптимизации и настройке) нужны, здесь необходимы радикальные и судьбоносные для бизнеса решения.
Впрочем, путь жалкого прозябания на грани рентабельности с узким кругом потребителей тоже никто не отменял…
Так что мужайтесь, уважаемые предприниматели, ведь куда как лучше (хоть и болезненнее) заранее «посмотреть суровым фактам в лицо», чем потом метаться в попытках слить актив, потерявший всю свою привлекательность. Удачи!