Вопросом бюджетирования в бизнесе сегодня никого особо не удивишь. Даже в бюджетной сфере никого не удивишь. Даже наоборот – можно лишь удивляться тому, как раньше жили без БДР, БДДС и родного ИБ?
И, вроде, все ясно: деньги считаем, по разным статьям расписываем, по периодам отчетностью закрываем. При этом люто ненавидим бухгалтерию за ее дотошность. И незаменимость. И, типа, автоматизированность… А коммерсантов за раздолбайство и неумение планировать – ну чего они то недовыполняют, то перевыполняют свои же цифры?!
А в семье – какие могут быть бюджеты в семье? И кого ненавидеть за их неисполнение?
Проще оттолкнуться от идеи центров финансовой ответственности. Причем всю ответственность за доходы оставить на главного (он сразу от этого главным становится, остальные (ая) лишь вносящими посильную лепту), и сосредоточиться на тратах. Зафиксировав их по типам деятельности и ответственным. Ну, почти как в бизнесе.
И тут, как всегда, вопрос: КАК?
Вот ответ «в крупную клетку»:
В бизнесе:
- Внятно определяемся с необходимостью бюджетирования и неизбежностью жизни, как минимум, с тремя бюджетами:
- Бюджет доходов и расходов (БДР) для планирования и контроля текущей эффективности
- Бюджет движения денежных средств (БДДС) для предупреждения кассовых разрывов и контроля финансовой дисциплины
- Инвестиционный бюджет (ИБ) на реализацию стратегии
- Готовим бюджет для разработки и внедрения бюджетов J
- Зовем консультантов для адекватной разноски цифр по статьям и для автоматизации всего этого процесса
- Ловко жмем на клавиши и радуемся оперативности поступления финансовой информации. И сушим мозг по поводу того, что теперь с нею делать…
В семье:
- Выделяем бюджет «ЕГО» — на бизнес-ланчи, обслуживание машины, кафе/боулинги/бани с друзьями… Он должен быть прозрачным для жены (зачем женщине лишние поводы для беспокойства?)
- Выделяем бюджет «ЕЕ» — на помаду, косметолога, что-то еще и, обязательно, на эти вот штуки, которые потом валяются в ящике и всем мешают. Этот бюджет должен быть непрозрачными для мужа (а ему зачем лишние стрессы – он все равно никогда не поймет, как можно СТОЛЬКО тратить на такую фигню?!)
- Определяем бюджет «НА БЫТ» — еда, хозтовары, одежда, оплата коммунальных услуги и все такое. Прозрачный, закреплен за НЕЮ.
- Фиксируем бюджет «НА ДЕТЕЙ» — музыкальная школа, кружки, Гарвард. Стоит того, чтобы выделить его отдельно, так как иначе можно очень неравномерно растаскивать тот, который «НА БЫТ», допуская кассовые разрывы. Главного добытчика это бесит просто нереально!.. Поэтому данный бюджет закрепляем за ним же.
- Формируем «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ» от добытчика — новая квартира / машина / особняк + «на черный день», чтобы семье жилось комфортно и стабильно. И чтобы можно было спокойно заниматься подготовкой будущего в той области, которая закреплена за каждым.
Об этом, кстати, об ответственности и подчиненности в семье и бизнесе поговорим в следующий раз.
Пока же – бюджетных (не по профессии, а по процессу) вам успехов! 🙂